Педагогическая копилка



Семинар-практикум для воспитателей «Современные технологии обучения детей составлению рассказа по серии картинок»

Воспитатель Андриянова Наталья Сергеевна

          Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа по серии картинок.

          Задачи:

-уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по серии картинок

-закрепить знания методики составления рассказов в разных возрастных группах.

-развивать навыки анализа практической деятельности.

         

Ход семинара-практикума

Приветствие. Введение в тему.

Давайте вспомним, что такое связная речь?

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

К какой образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования относится задача развития связной речи?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из образовательных областей это «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи - быть средством общения и культуры. Одна из задач в данном направлении: «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

          Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.

Анализ речевых высказываний детей показывает, что, большинство детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Какие выделяют формы связного высказывания?

Выделяют две формы связного высказывания: диалог и монолог. Сегодня остановимся именно на монологической форме.

С какого возраста начинают систематически развивать монологическую форму речи?

          В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования монологической речи детей начинают систематически учить примерно с пятого года жизни (т.е. со средней группы). Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.

Одним из средств обучения связной монологической речи является рассказывание детей.

(Слайд 2) Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине:

- составление описательного рассказа по предметной картинке;                                                        

 - составление описательного рассказа по сюжетной картинке;                                                                  

 - придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картинке;                                            

- составление рассказа по  последовательной сюжетной серии картинок;                                                                                      

 - составление описательного рассказа по пейзажной картинке, натюрморту.                                                                                        

 

(Слайд 3) Задачи воспитателя по обучению составления рассказа по сюжетным картинкам:

- учить детей правильно понимать содержание картины;                                                                        

 -  вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;                                                                    

 - активизировать и расширять словарный запас по данной теме картинки;                                                                                                

 - учить составлять связный рассказ по картине.

 

Сегодня подробно остановимся на одной из форм работы: составления рассказов по серии картинок.

 

 Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах. (Слайд 4)

          В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий. 

   (Слайд 5)       Первые картины для детей младшей группы - это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. 

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

(Слайд 6)   В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

 Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. На занятиях применяется прием совместных действий: педагог начал описание, а дети продолжили его.

Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».…

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

        (Слайд 7)  В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

                Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

 

          Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит - краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета, выделении самого существенного.

С помощью опорных вопросов педагог намечает детям план дальнейшего повествования, а ребенок пытается продолжить рассказ.

Затем педагог намечает план заключительной части рассказа  в форме вопросов и предлагает ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель рассказывает сам.

          При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявлять все больше активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и рассказывание по ней.

Таким образом, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

          В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе, смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

 

Практическая часть:

(Слайд 10) «Паровозик из картинок»

Воспитатель выставляет на доску серию сюжетных картинок в хаотичном порядке. Детям дается несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности. Далее проводится обсуждение серии картинок.

(Слайд 11) «Назови место, где происходят события»

Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения (события всегда происходят в определённом месте, и места их могут быть разными).

 

(Слайд 12) «Определи время событий»

Детям предлагается : «Определите время года или часть суток на каждой картинке»

(Слайд 13) «Найди общих героев на всех картинках»

- научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

-         научить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы).

(Слайд 14) «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает?»

научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия;

- научить делать обобщения (у всех героев есть какая – то цель и для её достижения они совершают определённые действия).

(Слайд 15) «Что за чем?»

Научить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

(Слайд 16) «Составь рассказ»

Научить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

(Слайд 17) Игровое действие

(Слайд 18) Заключительный этап

 

 

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.  Воспитатель предлагает  составить рассказ.

При возникновении трудностей в составлении рассказа принимает участие воспитатель.

 

1«Мышонок и шарик»

 Кого вы видите на картинке? Как мышонка можно назвать?

- Что нашел мышонок Пик на дороге?

- Какой был шарик по размеру?

- А как вы думаете, кто потерял шарик?

- Как мог шарик попасть на дорожку?

Воспитатель показывает вторую картинку

- Что мышонок стал делать с шариком?

Воспитатель выставляет третью картинку

- Какой стал шарик по размеру?

Четвертая картинка.

- Чем закончилась игра с шариком?

- Что же случилось с мышонком?

4. А сейчас я расскажу вам про мышонка Пика (Образец рассказа.)

Девочки гуляли на лугу и потеряли воздушный шарик. Мышонок Пик искал зернышки овса, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Пик опять очутился на земле.

5. – Кто хочет рассказать про мышонка Пика?

Заяц и морковка».

 

     - Какое время года изображено на картинке(начало весны).

- Что вы можете сказать о погоде? (Холодно, пасмурно)

- Какой стоит снеговик?

- Кто пробегал мимо снеговика?

- Что он заметил?

- Что решил сделать зайка?

- Почему ему не удалось достать морковку?

- Что он задумал потом?

- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?

- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?

- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?

- Что происходит со снеговиком?

- Как светит солнышко на третьей картинке?

- На что похож снеговик?

- Какое настроение у зайчика? Почему?    

                                                                   

Наступила весна. Но солнышко еще редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.

Однажды мимо снеговика пробегал заяц. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.

Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он прибежал в дом и принес лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.

Тут из-за туч выглянуло теплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием ее съел.

 

Воспитатель: О ком составляли рассказ? Почему зайчик не мог достать морковку? Что помогло зайчику добраться до морковки?                              Чей рассказ вам больше всего понравился?

3«Дети кормят птиц».

Воспитатель. Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Выставляет на доску.) Какое здесь время года?

Дети отвечают.

Какие признаки зимы вы знаете?

Дети. Холодно, идет снег, деревья голые.

Воспитатель. Каких птиц кормят дети?

Дети. Воробья, синичку, ворону.

Воспитатель. Какие еще птицы могут прилететь к кормушке?

Дети. Снегири, галки, голуби.

Воспитатель. Чем дети кормят птиц?

Дети. Крошками.

Воспитатель. Чем еще можно кормить птиц?

Дети. Хлебом, семечками, крупой.

Воспитатель. Почему надо кормить птиц зимой?

Дети. Им холодно и голодно.

Воспитатель. Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть: прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

(Слайд 19) 

В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в наиболее сложном деле - понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части учебной деятельности организует совместные действия - начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя- тремя предложениями

В старших группах по обучению составления рассказа помогает план. Детям старшего возраста предлагается внимательно всматриваться в изображения рассказывать подробнее. Может прозвучать такой вопрос: «О чем хочется вам рассказать подробнее?» Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.



Проект на тему: Лэпбук «Город профессий»

Вид проекта: познавательно-информационный, игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Срок осуществления проекта: краткосрочный (сентябрь 2021 г)

Краткое содержание проекта: предлагаемый проект проводиться для организации и проведении городского фестиваля-конкурса детского творчества для дошкольных образовательных учреждений «Кем быть?»

Актуальность проекта. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом, даже о знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. На разных этапах развития общества одни профессии утрачивают свою актуальность, появляются новые. Всё это, несомненно, находит отражение в детской игре. Если раньше популярными среди дошкольников были профессии учителя, врача, милиционера, то сегодня девочки мечтают стать фотомоделью, стилистом, мальчики – менеджером, директором или бизнесменом.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

При этом, по наблюдениям педагогов, многие дети имеют слабое представление о тех или иных профессиях:

– нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;

– не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;

– не чётко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;

– не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии;

– недооценивают некоторые профессии, имеют пренебрежительное отношение к труду.

Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через дидактические игры, это послужило идеей создания Лэпбука «Город профессий».

Цель проекта:

Развитие у детей интереса к различным профессиям, их классификацией, в частности к профессиям родителей и месту их работы, расширение представления детей о профессиях.

Задачи:

·         Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;

·         Формировать осознанно-правильное отношение к труду;

·         Показать взаимосвязь между разными видами труда;

·         Развивать познавательные и творческие способности детей; мелкую моторику рук;

·         Развивать коммуникативные навыки;

·         Развивать связную речь, мышление, внимание, внимание, воображение, память.

Принципы:

·         Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

·         Принцип интеграции;

·         Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Этапы проекта:

1.      Целеполагание (выбор темы, подбор литературы, подбор наглядного материала)

2.      Разработка лэпбука (составление плана)

3.      Выполнение (практическая часть)

4.      Подведение итогов (презентация лэпбука).

Пояснительная записка:

Представляем вам проект на тему: Лэпбук «Город профессий». Данный лэпбук предназначен для детей 5-7 лет и является развивающим средством обучения.

Пособие может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной коллективной деятельности детей и самостоятельной индивидуальной деятельности ребенка. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять.

Дидактическое пособие лэпбук «Город профессий» представлен в виде папки-раскладушки, внутри которой находятся кармашки с различными заданиями. В пособии представлена интересная и полезная информация о том, как наиболее интересно познакомить детей с различного рода профессиями взрослых. Расскажет о классификации профессии и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий. И даже уже сейчас начать определяться со своей будущей профессией.

            Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

·         Информативен;  

·         Способствует развитию творчества, воображения;

·         Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

·         Обладает дидактическими свойствами;

·         Несет в себе вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части); 

·         Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

·         Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. 

Перечень используемых материалов в Лэпбуке «Город профессий»:

1.      Кармашек «Профессии» -картинки;

Цель: дополнить и обобщить знания детей о профессиях, атрибутах, необходимых каждой профессии.

2.      Кармашек «Театр»

Цель: развитие театральной деятельности.

3.       Блокнот «Угадайка»

Цель: развитие мышления ребенка, скорость реакции психических процессов, а также общую осведомлённость детей по данной теме.

4.      Вращающиеся круги

Цель: в интересной игровой форме формировать представления о разных профессиях (врач, повар, парикмахер, водитель, моряк). Умение соотносить действия людей с их профессией.

5.      Алгоритм «Профессии»

Цель: развитие речи дошкольников, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

6.      Кармашек «Бумажные куклы с одеждой. Профессии»

Цель: учить называть предметы одежды, атрибуты необходимые людям данной профессии.

7.      Книжка «Кто что делает»

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания.

8.      Игра «Что кому нужно»

Цель: формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии.

9.      Игра «Что лишнее»

Цель: формировать представления о профессиях, развивать логическое мышление, восприятие и внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. 

10.  Игра-кармашек «Назови профессии»; Конверты «Отгадай профессию»

Цель: знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их.

11.  Игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать разрезные картинки.

12.  Кармашек «Раскраски»

Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях.

13.  Лабиринт «Помоги пожарному»

Цель: поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из ситуации.

Результаты проекта

Проект реализовал поставленные задачи. В ходе проекта был изготовлен Лэпбук «Город профессий», у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения игрового взаимодействия с детьми. Обогащен материал по теме проекта, а также развивающая среда. Провели мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности», для родителей предоставили информацию в виде папки-передвижки «Ознакомление с профессиями посредством дидактической игры».

Дети закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях.

Дети стали логично, последовательно и четко рассказывать о профессиях и появился интерес к познанию профессий и труду.

Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

И это просто интересно!!!

Литература:

1. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2018 г.

2.ПотаповаТ.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие.- Балашов: Николаев, - 2004.

Материалы Интернет-ресурсов

1. http://www.maam.ru

2. http://www.poznayka.ru

3. http://www.nsportal.ru


         

Консультация для педагогов

«Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в образовательном процессе ДОО»

Уважаемые коллеги!  Прямо сейчас Я вам предлагаю поаплодировать одной рукой. Как бы мы не старались, похлопывая себя по плечу, ноге, издавая примерные звуки хлопка, без помощи второй руки настоящих аплодисментов не получится. Так и в деятельности с родителями, без одновременных, синхронных движений на встречу друг другу взаимодействие не будет успешным.

(Слайд 1) Поэтому предлагаю вашему вниманию актуальную проблему: «Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в образовательном процессе ДОО»

(Слайд 2) В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и дошкольного образовательного учреждения. Именно в процессе сотрудничество и взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников можно добиться полноценного развития личности ребенка.

(Слайд 3) Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения прописано в нормативно-правовых документах, таких как Закон об образовании в РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обобщая данные документы можно сказать, что сегодня родители активные участники образовательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сказать что основной целью вовлечения родителей в образовательную деятельность является создание единого пространства семья – дошкольное образовательное учреждение, как пространства детского развития ребенка, в котором всем участникам педагогической деятельности (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Тогда возникают вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.

(Слайд 4) В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 

(Слайд 5) Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

- Принцип преемственности, согласованных действий.

- Принцип открытости.

- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

- Принцип обратной связи.

(Слайд 6) Все формы работы подразделяются на

- Индивидуальные (беседа, индивидуальная консультация, анкетирование, просьбы и поручения)

- Коллективные (родительские собрания, совместные досуги и праздники, конкурсы)

- Наглядно-информационные (родительские уголки (стенды), ширмы, фото (Как я провел лето), выставки (Поделки из природного материала) папки-передвижки, памятки, дни открытых дверей, мастер-класс).

(Слайд 7) Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, интернет, ведут блог группы.

(Слайд 8) Индивидуальные формы работы с родителями

Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).

Коллективные формы работы с родителями

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

(Слайд 9) Праздники, утренники, спортивные мероприятия. К данной группе форм относятся проведение педагогами нашего дошкольного учреждения таких традиционных совместных праздников- это «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник Осени» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они выступают в роли непосредственных участников: играют роли, читают стихотворения и т. д.  (Слайд 10) Активно участвуют в спортивных мероприятиях.

(Слайд 11) «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

(Слайд 12) Наглядно-информационные формы работы с родителями

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

Выставки детских работ по определенной тематике.

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Информационные- которые могут содержать следующий материал:

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• информацию о событиях в детском саду;

• обсуждение текущих событий в группе;

• рекомендации по проведению домашних занятий;

• благодарность добровольным помощникам.

Памятки для родителей.

Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане.

(Слайд 13) В своей работе мы применяем различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников.

Это стенды, папки-передвижки, памятки и буклеты, консультации для родителей.

(Слайд 14) Стало традиционным у нас в детском саду проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень». Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов. Участие семей в конкурсах на лучшую поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми интересные поделки. (Дети чувствуют гордость, если их родители принимают активное участие в жизни группы; между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности). Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Родители и дети не остаются без поощрения за каждый конкурс они имеют награду.

(Слайд 15) Также можно оформить и другие тематические выставки

(С огнем играть опасно)

(Слайд 16)  День Победы и др.

(Слайд 17) По теме «В мире сказок» родители подготовили вместе с детьми рисунки.

(Слайд 18) Не остаются равнодушными родители при оформлении фотогазеты «Как я провел лето».

(Слайд 19) Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей с детьми в изготовлении кормушки для птиц из бросового материала.

(Слайд 20) По теме «Моя семья» родители проявили невероятные таланты – сделали альбомы и в стихах рассказали про свою семью.

(Слайд 21) Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции — развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

(Слайд 22) В конкурсе по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования наша группа заняла 1 место, благодаря нашим родителям.

(Слайд 23) Собраны все любимые рецепты наших мам.

(Слайд 24) При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стали работы родителей – книжки – малышки «Домашние животные»

(Слайд 25) Эффективность образовательного процесса повышается, если  взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

(Слайд 26) Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


 Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Уважаемые родители, я очень рада встрече с вами!

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной деятельности у детей слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения.

Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.

Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д., с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники, доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в дошкольном возрасте:

• рисование пальчиками

• рисование ватными палочками

• рисование ладошками

• оттиск печатками

• оттиск поролоном

• свеча и акварель и многое другое.

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.

А теперь, я предлагаю родителям немного поиграть. Приглашаю вас в «Творческую мастерскую».

«Осеннее дерево»

(рисование пальчиками)

Цель: Ознакомить детей с нетрадиционным способом рисования - пальчиками.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей умению наносить точки легкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге;

Познакомить детей с красками желтого и красного цвета;

Закрепить знания об осени.

Развивающие:

Развивать ритмичность движений.

Закреплять знание основных цветов, побуждать детей называть их.

Вызвать интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.

Словарная работаосень, дождь, листопад, ветер, желтый, красный.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», а также иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание букета из листьев и репродукции картины «Золотая осень», показ способа рисования пальчиком.

Словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя.

Практические: помощь воспитателя каждому ребенку в освоении метода рисования пальчиком.

Материал:

Лист бумаги с изображением дерева без листьев; гуашь красного, желтого, цвета; салфетки.

Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Образец – нарисованные деревья в осенних листьях.

Ход занятия:

В: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

РОсень.

В: Назовите ее приметы?

Р: Холодно, листья пожелтели, начали опадать, идут дожди, птицы улетают в теплые края.

В:Ребята, а вы знаете какого цвета бывают осенние листья на деревьях(Показываю).

Р: Красного и желтого.

В: Когда подует ветер, листочки падают. Что происходит?

Р: Листопад

В:Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся. (Е. Пименова)

Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом – пальчиками.

Вот на этом дереве мы сейчас с вами нарисуем листочки. (Окунаем кончик пальца в краску желтого или красного цвета и ставим отпечаток на листе бумаги). Вот листок, другой листок, еще… (Во время практического выполнения работы детьми воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком.)

Итог:

В: Ребята, какие вы молодцы!

Какие замечательные рисунки у вас получились. У нас с вами получился настоящий листопад (рассматривание и обсуждение рисунков).

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей". Максим Горький УЧЕБНЫЙ ГОД 2...